Консалтинговая группа ПЛАТОН

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Экспертная оценка повышения конкурентоспособности и ликвидности стоматологических клиник на основе риск-менеджмента

ВНИМАНИЕ: полная версия статьи доступна после регистрации на сайте. 

 Бадалова Анна Георгиевна – доктор экономических наук, профессор,  директор по развитию, руководитель направления риск-менеджмента  Института Развития Бизнеса (г. Москва)

Конюхова Светлана Георгиевна - доктор медицинских наук, магистр менеджмента, директор Консалтинговой группы Платон, профессор НОУ «Учебно-консультационный стоматологический центр» (г. Москва) 

  

            В настоящее время с учетом современного состояния внешней и внутренней среды российского бизнеса, в том числе стоматологического, особое значение приобретает обеспечение устойчивого развития и стратегической стабильности компании.        

Финансовая устойчивость стоматологической клиники в долгосрочной перспективе напрямую зависит от структуры ее капитала, а в краткосрочной перспективе – от достигнутого и поддерживаемого уровня ликвидности. Конкурентная модель рынка, характерная для рынка стоматологических услуг, обуславливает наличие большого количества клиник-конкурентов и необходимость создания и поддержания конкурентных преимуществ, лучше не копируемых. Наиболее существенные конкурентные преимущества клиники могут приобрести за счет использования современных технологий управления бизнесом, наиболее действенными из которых на сегодняшний день являются   инструменты управления стоимостью бизнеса, инструменты риск-менеджмента и инструменты обеспечения финансовой устойчивости клиники. При этом использование инструментов риск-менеджмента оказывает позитивное влияние, как на стоимость клиники, так и на ее финансовую устойчивость. 

            Целью данной статьи является выявление основных наиболее значимых для финансовой устойчивости стоматологических клиник рисков, описание результатов экспертной оценки повышения конкурентоспособности и ликвидности стоматологических клиник за счет реализации инструментов риск-менеджмента.

            Проведенные авторами исследования и экспертный опрос, а также обобщение практического опыта авторов в области управленческого консультирования позволили выявить следующие основные наиболее значимые группы рисков, связанные с функционированием и развитием  клиник:

·                    кадровые риски;

·                    управленческие риски.

Под кадровыми рисками понимается действия или бездействия персонала клиники, связанные, прежде всего с уровнем системных профессиональных знаний и навыков сотрудников, осуществление которых связано с вероятностью отклонения финансовых результатов деятельности клиники и стоимости бизнеса от прогнозируемых значений. К данной группе рисков относятся, прежде всего:

·                    профессиональные риски – действия, обусловленные уровнем профессиональных знаний и умений персонала клиники;

·                    коммуникативные риски – действия персонала клиники в выстраивании отношений и общения с клиентами, так называемая сервисная составляющая услуги;

·                    аттестационные риски – действия руководства и топ-менеджмента, связанные с принятой в клинике процедурой отбора и интервьюирования персонала;

·                    мотивационные риски – действия руководства и персонала, связанные с принятой и реализуемой в клинике системой мотивации персонала.

Следует отметить, что частные кадровые риски указаны по степени убывания значимости риска, т.е. по степени влияния кадровых рисков на конкурентоспособность клиники и стоимость бизнеса.

Рассмотрим данную группу рисков на примере деятельности медицинских регистраторов. Основным риском для этой группы персонала стоматологической клиники, безусловно, является профессиональный. В Приказе Минздравсоцразвития России от 23 июля 2010 г. N 541н г. Москва "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения" обозначены должностные обязанности медицинского регистратора, области его знаний и требования к его квалификации.  По  данным, полученным авторами в результате  тестирования 97 медицинских регистраторов стоматологических клиник, в 100% случаев у данной категории медицинского персонала отсутствует специальная подготовка, которая согласно образовательной программе включает медицинское страхование, этику и деонтологию, оформление медицинской документации и другое. Поэтому профессиональные риски в деятельности медицинских регистраторов можно оценить как высокие.  Результаты проведенных исследований позволяют утверждать, что при наступлении кадрового риска влияние на изменение ликвидности клиники составляет 40%, на изменение стоимости бизнеса 70%. Уровень риска оценивается как критический.

  Профессиональные и коммуникативные риски в деятельности медицинского регистратора сильно коррелируют  и усиливают друг друга, поскольку умение общаться  является основой профессиональной деятельности сотрудника в этой должности. Таким образом, можно утверждать, что приведенный пример иллюстрирует синергизм двух указанных рисков.

Применение инструментов мотивации деятельности медицинских регистраторов в виде фиксированной оплаты труда повышает уровень мотивационного риска, поскольку  результат работы сотрудника не влияет на его вознаграждение, в то время как значимость качества выполнения работы медицинским регистратором для финансовой устойчивости клиники остается высокой. Как показывает практика, в результате своей деятельности медицинские регистраторы могут снизить доход клиники на 75% за 2-3 месяца.

Под управленческими рисками понимается действия или бездействия менеджмента клиники, связанные, прежде всего с качеством управления клиникой,  вероятность осуществления которых связана с вероятностью отклонения финансовых результатов деятельности клиники и стоимости бизнеса от планируемых значений. К данной группе рисков относятся:

·                    стратегические риски – действия или бездействия менеджмента клиники, связанные с осуществлением стратегического управления;

·                    корпоративные риски - действия или бездействия руководства и персонала клиники, связанные с принятием и соблюдением корпоративной культуры.

Данные риски также указаны  по степени убывания влияния управленческих рисков на конкурентоспособность клиники и стоимость бизнеса.

В целях повышения конкурентоспособности и обеспечения требуемого уровня ликвидности клиник менеджменту необходимо управлять рисками, т.е. осуществлять риск-менеджмент. Процесс управления рисками включает следующие четыре основных процедуры:

1)      выявление рисков с учетом особенностей функционирования конкретной клиники;

2)      измерение выявленных рисков, установление их уровня на основе выбранных методов оценки;

3)      оказание управленческого воздействия на частные риски на основе обоснования выбора методов управления рисками;

4)      организация процесса управления рисками (для клиник мощностью до 3 установок данная процедура существенно упрощена).

Следует отметить, что необходимым условием успешного управления рисками и реализации указанных процедур является жесткая привязка к условиям и особенностям каждой конкретной клиники, поэтому останавливаться подробно на описании процесса риск-менеджмента и на рекомендациях по управлению рисками не целесообразно.

Однако авторы считают полезным для подтверждения отмеченных выше положений и подтверждения объективной необходимости управления рисками в деятельности стоматологических клиник привести результаты проведенных ими исследований в области оценки влияния риск-менеджмента на уровень ликвидности и конкурентоспособности клиник. Указанные в таблице 1 и 2 данные получены на основе проведения экспертного опроса руководства и менеджеров московских стоматологических клиник с использованием индивидуальных экспертных методов, а также опрос профессиональных риск-менеджеров, специализирующихся в сфере оказания медицинских услуг, с использованием методов коллективного экспертного опроса.

Экспертная оценка свидетельствует о более существенном влиянии риск-менеджмента на уровень ликвидности, нежели на стоимость клиник, при этом синергетическое влияние риск-менеджмента на увеличение финансовых результатов деятельности клиник составляет от 12 до 23 процентов. Приведенные результаты экспертного опроса наглядно свидетельствуют о существенном влиянии риск-менеджмента на повышение финансовой устойчивости клиник и стоимости бизнеса и, следовательно, о целесообразности осуществления в клиниках такого вида управленческой деятельности, как управление рисками.

В подтверждение вышесказанного следует обратиться к данным таблицы 2, свидетельствующим о высоком и критическом уровне основных видов рисков современных московских клиник.

В таблице 2 не случайно представлены три параметра количественной оценки риска - два показателя вероятности и показатель отклонения результатов деятельности, и один параметр качественной оценки - показатель уровня риска. Это связано с тем, что авторы придерживаются той точки зрения, что под риском следует понимать событие или группы событий, которые напрямую или косвенно затрагивают функционирование или развитие компании, и наступление которых связано с отклонениями в реализации разработанной стратегии и с отклонениями финансовых результатов деятельности компании от планируемых или ожидаемых. При этом уровень риска, принятый в качестве показателя качественной оценки риска, является интегральной оценкой трех указанных параметров: вероятность наступления события, вероятность изменения/отклонения финансовых результатов, отклонение финансовых результатов от планируемых или ожидаемых.

Таким образом, осуществление риск-менеджмента будет способствовать не только снижению возможного ухудшения финансовых результатов деятельности стоматологических клиник, но и позволит менеджменту клиник существенно повысить стоимость и обеспечить требуемую ликвидность бизнеса и, следовательно, обеспечить их конкурентоспособность. Помимо этого полученные данные позволят менеджменту клиник более обоснованно принимать оригинальные управленческие решения, оказывающие более существенное влияние на результаты деятельности и конкурентоспособность клиник по сравнению с традиционными и часто принимаемыми, формируя, таким образом, не копируемое конкурентное преимущество.

 Полная версия статьи

 

.