Консалтинговая группа ПЛАТОН

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

опубликовано 27.05.2019 г

К вопросу о повышении медицинскими и фармацевтическими работниками своей квалификации

в рамках непрерывного профессионального образования (НМО)

Конюхова С.Г., Вагнер В.Д.

Согласно Указу Президента РФ от 07.05.2018 г. № 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года” при разработке национального проекта в сфере здравоохранения Правительство Российской Федерации должно исходить из того, что в 2024 году необходимо обеспечить медицинские организации системы здравоохранения квалифицированными кадрами, включая внедрение системы непрерывного образования медицинских работников, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий. Авторы Федерального проекта "Обеспечение здравоохранения квалифицированными специалистами" считают, что его реализация позволит увеличить долю специалистов, допущенных к профессиональной деятельности через процедуру аккредитации, в 2019 г. до 18,5%, в 2020 г. до 25%, увеличить долю врачей, получающих дополнительное непрерывное профессиональное образование с использованием интерактивных образовательных модулей в 2019 г. до 60%, в 2020 г. до 80%.

К 2024 году в рамках Федерального проекта "Обеспечение здравоохранения квалифицированными специалистами" в целях ликвидации кадрового дефицита в медицинских организациях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, не менее 2 млн. 100 тыс. специалистов (нарастающим итогом) будет допущено к профессиональной деятельности через процедуру аккредитации, число специалистов, совершенствующих свои знания в рамках системы непрерывного медицинского образования, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий, путем освоения дополнительных образовательных программ, разработанных с учетом порядков оказания медицинской помощи, клинических рекомендаций и принципов доказательной медицины, с использованием портала непрерывного медицинского образования составит не менее 1 млн. 880 человек, а численность врачей и средних медицинских работников, работающих в государственных и муниципальных медицинских организациях, составит не менее 598 тыс. и 1 385 тыс., соответственно.

Согласно приказу Минздрава России от 21.11.2017 г. N 926 "Об утверждении Концепции развития непрерывного медицинского и фармацевтического образования в Российской Федерации на период до 2021 года" реализация Концепции к 2021 году позволит осуществить разработку на основе порядков оказания медицинской помощи, клинических рекомендаций и принципов доказательственной медицины не менее 4000 единиц интерактивных образовательных модулей, а также обеспечить участие в мероприятиях непрерывного медицинского и фармацевтического образования не менее 90% медицинских и фармацевтических работников организаций государственной и частной систем здравоохранения Российской Федерации.

Таким образом, в настоящее время система профессионального образования специалистов здравоохранения проходит процесс модернизации с целью соответствия запросам современного практического здравоохранения. «Мы, фактически, переходим на международную систему трёхэтапного экзамена на профпригодность» - сказала Министр здравоохранения РФ В.И. Скворцова.

Действующие варианты процедуры допуска к профессиональной деятельности.

В настоящее время действуют следующие процедуры допуска к профессиональной деятельности: процедура сертификационного экзамена, первичной и периодической аккредитации.

Процедура сертификационного экзамена. В соответствии с Федеральным законом от 21.11.2011 г. №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» переход к процедуре аккредитации специалистов осуществляется поэтапно с 01.01.2016 года по 31.12.2025 года включительно (ст. 100, п.4, п.п. 1.1.). Если сертификат специалиста был получен до 01.01.2016 года, то до 01.01.2021 года специалист можете получить очередной допуск к профессиональной деятельности через процедуру сертификации. Таким образом, процедура сертификации сменяется процедурой аккредитации специалистов поэтапно в период с 01.01.2016 года по 31.12.2020 года.

В соответствии с приказом Минздрава России от 29.11.2012 г. N 982н «Об утверждении условий и порядка выдачи сертификата специалиста медицинским и фармацевтическим работникам, формы и технических требований сертификата специалиста» для допуска к сертификационному экзамену специалист должен предоставить в сертификационную комиссию образовательной или научной организации документ о повышении квалификации, полученный не более пяти лет назад. Традиционно объем такого обучения составляет не менее 144 академических часов. При этом действующая нормативная правовая база не исключает предоставление в сертификационную комиссию документов об освоении в течение последних пяти лет нескольких программ повышения квалификации.

Процедура аккредитации.

Согласно приказу Минздрава России от 02.06.2016 г. N 334н "Об утверждении Положения об аккредитации специалистов», аккредитация проводится в трех направлениях: первичная аккредитация, первичная специализированная аккредитация и периодическая аккредитация.

Первичная аккредитация проводится после окончания медицинского ВУЗа в отношении лиц, завершивших освоение основных образовательных программ высшего медицинского образования. Этот вид аккредитации организован и начал действовать с 01.01.2016 г. по специальностям «Стоматология» и «Фармация», а с 01.01.2017 г. по специальностям «Здравоохранение и медицинские науки».

Первичная специализированная аккредитация проводится после профессиональной переподготовки в отношении лиц, завершивших освоение программ подготовки кадров высшей квалификации и дополнительных профессиональных программ.

Периодическая аккредитация проводится после освоения программ повышения квалификации в отношении лиц, завершивших медицинское образование и фармацевтическое образование, обеспечивающих непрерывное совершенствование профессиональных знаний и навыков в течение всей жизни, а также постоянное повышение профессионального уровня и расширение квалификации.

В соответствии с приказом Минздрава России от 21.12.2018 г. N 898н “О внесении изменений в сроки и этапы аккредитации специалистов, а также категорий лиц, имеющих медицинское, фармацевтическое или иное образование и подлежащих аккредитации специалистов, утвержденные приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 22.12.2017 г. N 1043н” в 2019 г. аккредитацию проходят только клинические ординаторы и лица, прошедшие профессиональную переподготовку по следующим специальностям: неврология, кардиология, общая врачебная практика (семейная медицина), онкология, педиатрия, терапия.

Приказом Минздрава России от 22.12.2017 года №1043 «Об утверждении сроков и этапов аккредитации специалистов, а также категорий лиц, имеющих медицинское, фармацевтическое или иное образование и подлежащих аккредитации специалистов» установлено, что после 1 января 2021 года право на осуществление медицинской и фармацевтической деятельности будет подтверждаться через процедуру периодической аккредитации.

Таким образом, если допуск к профессиональной деятельности заканчивается после 1 января 2021 года, т.е. предыдущий сертификат специалиста или свидетельство об аккредитации были получены после 1 января 2016 года, то право на осуществление медицинской и фармацевтической деятельности будет подтверждаться через процедуру периодической аккредитации путем оценки отчета о профессиональной деятельности аккредитуемого за последние пять лет.

Действующие варианты формирования отчета о профессиональной деятельности аккредитуемого.

В соответствии с уже упомянутым приказом Минздрава России от 02.06.2016 г. №334н, первый этап периодической аккредитации предусматривает оценку отчета за последние пять лет о профессиональной деятельности аккредитуемого, включающего сведения об индивидуальных профессиональных достижениях, об освоении программ повышения квалификации, обеспечивающих непрерывное совершенствование профессиональных навыков и расширение квалификации. При этом действующая нормативная правовая база подразумевает включение в вышеуказанное портфолио образовательных элементов, относящихся к «неформальному образованию» и «самообразованию». Отчет для аккредитации называется портфолио.

Специалист должен использовать в качестве инструмента формирования своего портфолио технические средства Портала непрерывного фармацевтического и медицинского образования Минздрава России, который является единственным информационным ресурсом, располагающим полным перечнем программ повышения квалификации, интерактивных образовательных модулей и образовательных мероприятий в рамках непрерывного медицинского и фармацевтического образования. Для включения в систему непрерывного медицинского образования специалисту необходимо зарегистрироваться на сайте edu.rosminzdrav.ru

Согласно информации Портала, в вышеуказанное портфолио специалист может включать три вида образовательных элементов: "формальное образование", «неформальное образование» и «самообразование». Только после утверждения образовательного элемента методистом Портала НМО, возможно начисление специалисту зачетных единиц трудоемкости (ЗЕТ) в случае успешного завершения этого элемента.

К «формальным» образовательным элементам относятся образовательные программы повышения квалификации. Освоение образовательных программ повышения квалификации специалист проходит в организациях, осуществляющих образовательную деятельность на основании лицензии на осуществление образовательной деятельности (Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 01.05.2019) "Об образовании в Российской Федерации"). На долю освоения образовательных программ повышения квалификации рекомендуется отводить примерно 36 ЗЕТ в год. Согласно приказа Минобрнауки России от 01.07.2013 г. N 499 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам" компонентами образовательных программ могут быть дисциплины (модули) и практика.

К «неформальным» образовательным элементам относятся образовательные мероприятия, такие как семинары, мастер-классы, школы практикующего врача, вебинары. Освоение образовательных мероприятий специалист проходит в рамках деятельности профессиональных некоммерческих организаций в форме ассоциаций, автономных некоммерческих организаций, социальных, благотворительных и иных фондов (Федеральный закон от 12.01.1996 г. N 7-ФЗ (ред. от 29.07.2018) "О некоммерческих организациях" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019).

К «самообразованию» относится индивидуальная познавательная деятельность в форме интерактивных образовательных модулей. Подразумевается, что специалист после самодиагностики в форме тестирования может выбрать необходимые ему темы для самостоятельного обучения на Портале НМО. Такой формат обучения позволяет, по мнению авторов проекта, обеспечить быстрый доступ специалиста в удобное для него время к необходимой ему образовательной информации, почувствовать себя участником единого информационного пространства по принципу «образование, которое Вам нужно здесь и сейчас». Кроме того, у специалиста будет возможность задать на Портале НМО вопросы наставнику. Освоение интерактивных образовательных модулей будет зафиксировано в отчете об освоении модуля, который сможет проверить аккредитационная комиссия.

Важно, что на долю освоения обоих образовательных элементов, образовательных мероприятий и индивидуальную познавательную деятельность, рекомендуется отводить примерно 14 ЗЕТ в год.

Система зачетных единиц (ЗЕТ) введена для определения трудоемкости в непрерывном образовании: 1 ЗЕТ равна 1 академическому часу. Рекомендованный минимальный суммарный объем всех освоенных образовательных элементов непрерывного образования составляет не менее 250 академических часов (или 250 ЗЕТ) за пятилетний период. При этом оптимальным графиком обучения в рамках непрерывного образования рекомендуется считать ежегодное обучение в объеме около 50 ЗЕТ. Результаты освоения образовательных элементов с учетом указанной трудоемкости в ЗЕТ будут учитываться в портфолио специалиста.

Построение каждым специалистом индивидуальной траектории своего обучения возможно благодаря размещению на Портале непрерывного фармацевтического и медицинского образования Минздрава России более 5 тысяч программ повышения квалификации и около 3000 образовательных мероприятий (семинаров, конференций, вебинаров и мастер-классов и др.), проводимых профессиональными сообществами. Специалист имеет возможность самостоятельно выбрать те образовательные элементы, которые он считает необходимыми для своего дальнейшего профессионального роста.

С целью оптимизации пользования порталом НМО планируется преобразовать эту платформу общения специалистов в «закрытый медицинский Фейсбук», где по словам зам. Министра здравоохранения России Т.В. Семеновой «электронный тьютор позволит каждому врачу оценить свои компетенции, задать вопрос с использованием телемедицинских технологий и обеспечит живое общение». По её утверждению сегодня из 450 тысяч пользователей портала НМО активными являются всего 260, что составляет менее одного процента от всех зарегистрированных. Кроме того, в дальнейшем ресурс НМО призван стать основой для ознакомления специалистов здравоохранения с клиническими рекомендациями.

По окончании формирования портфолио аккредитация специалиста проводится аккредитационной комиссией не реже одного раза в пять лет. Периодическая аккредитация будет включать в себя оценку портфолио и тестирование. Формирование портфолио подробно разобрано выше.

Согласно тому же приказу Минздрава России от 02.06.2016 г. N 334н тестирование будет проводится в течение 60 минут путем случайной выборки информационной системой 60 тестовых заданий из Единой базы оценочных средств, формируемой Методическим центром аккредитации специалистов, в помещениях, предоставляемых образовательными и (или) научными организациями, где должна быть обеспечена техническая возможность записи видеоизображения и аудиосигнала, при этом качество видеозаписи и аудиосигнала должны обеспечивать возможность обзора всего помещения и манипуляций, производимых аккредитуемым, а запись аудиосигнала должна содержать речь аккредитуемого. Также исключается при прохождении аккредитации аккредитуемому использовать средства связи. Аккредитуемый, нарушивший данное требование, удаляется из помещения, о чем делается соответствующая запись в протоколе заседания аккредитационной подкомиссии.

После успешного прохождения процедуры аккредитации выдается свидетельство об аккредитации специалиста.

Таким образом, специалистам, получившим предыдущий сертификат после 1 января 2016 года необходимо сформировать портфолио из сведений об индивидуальных профессиональных достижениях, включить  в свой суммарный пятилетний объем образовательной активности не менее 180 ЗЕТ обучения по программам повышения квалификации и суммарно около 70 ЗЕТ освоения интерактивных образовательных модулей и обучения на очных образовательных мероприятиях с целью подтверждения права на осуществление медицинской и фармацевтической деятельности через процедуру периодической аккредитации после 1 января 2021 года.

Обсуждение вопроса.

В мае 2019 года на сайте Ассоциации частных многопрофильных клиник появилось объявление о начале разработки Минздрава России законопроекта, определяющего порядок прохождения медицинскими и фармацевтическими работниками обучения по дополнительным профессиональным программам с целью получения права на дальнейшую трудовую деятельность. Отмечается, что подготовка нормативного правового акта обусловлена необходимостью введения термина «непрерывное профессиональное развитие медицинского и фармацевтического работника», нормативным урегулированием особенностей его осуществления, а также механизма оплаты.

По данным журнала «Медвестник» от 15.02.2019 г. о существовании «узких мест» в процессе аккредитации работающих специалистов ранее заявляло руководство Национальной медицинской палаты. Её президент Л.М. Рошаль высказывал опасения, что механизм накопления баллов врачами в системе НМО может быть отменен, что приведет к массовому недовольству и краху образовательных усилий. По его словам, ежемесячно в стране проходит около тысячи образовательных мероприятий, но нормативного документа, который подтверждал бы необходимость этих баллов и конкретный порядок их использования, так и не создано.

Кроме того, входящий в портфолио обязательный раздел «сведения об индивидуальных профессиональных достижениях» остается не совсем понятным по своей структуре, содержанию, срокам и порядку оформления. Возможно, подразумевается аналогичный отчет врача при прохождении аттестации для получения квалификационной категории.

Таким образом, с одной стороны у системы непрерывного медицинского образования на данный момент отсутствует четкое нормативное правовое регулирование, назрела необходимость внесения ясности понимания, логики и прозрачности образовательных процессов.

С другой стороны, ключевым показателем эффективности и качества непрерывного медицинского образования является ориентированность программ на практическое здравоохранение. Все программы профессиональной переподготовки разрабатываются на основании квалификационных требований, профессиональных стандартов и требований, соответствующих ФГОС ВО к результатам освоения образовательных программ, что позволяет замкнуть в единый контур подготовку специалистов здравоохранения в соответствии с требованиями рынка труда и работодателей. Зам. Министра Минздрава России Т.В. Семенова считает: «Непрерывное медицинское образование – это не баллы, а возможность для каждого специалиста в любое время оценить пробелы в своих компетенциях и найти информацию, нужную здесь и сейчас».

Безусловно, непрерывность обучения и персонализация образовательной траектории специалиста продиктована увеличением объема лекарственных препаратов, развитием информационно-коммуникационных технологий, появлением высокотехнологичных методов лечения заболеваний, требующих высокой квалификации врачей. Выстраивая свою индивидуальную образовательную траекторию, специалист постоянно остается в курсе последних достижений медицинской науки с высокой скоростью обновления информации, постоянно совершенствуя свои профессиональные компетенции.

Учитывая вышесказанное, остается неясным вопрос совмещения непрерывного медицинского образования с отпуском по уходу за ребенком. Согласно ст. 256 ТК РФ по заявлению женщины отпуск по уходу за ребенком ей предоставляется до достижения ребёнком возраста трех лет. В период отпуска по уходу за ребенком работница свободна от исполнения трудовых обязанностей, поэтому работодатель отозвать сотрудницу из отпуска по уходу за ребенком не вправе (ст. 125 ТК РФ). Медицинскому работнику по окончании отпуска по уходу за ребенком, во время которого истек срок действия его сертификата специалиста, необходимо получить этот документ заново в общем порядке. В то же время, поскольку, по смыслу статьи 256 ТК РФ порядок использования отпуска по уходу за ребенком определяется по собственному усмотрению женщины, сотрудница вправе в любой момент прервать такой отпуск и выйти на работу; работодатель не может ей в этом отказать.

Тем не менее, вопрос непрерывности прохождения обучения с условием не допускать перерывов в обучении более одного года остается актуальным и для врачей-женщин, и для общества в целом, если учесть численное преимущество женщин в гендерном соотношении медицинских работников.

Кроме этого, некоторые специалисты вынуждены работать по нескольким специальностям. Например, главный врач медицинской стоматологической      организации может одновременно являться врачом-стоматологом-ортопедом и врачом-организатором здравоохранения и общественного здоровья. В этом случае согласно условиям прохождения непрерывного медицинского образования, специалист обязан проходить ежегодно подготовку в объеме 100 академических часов, что соответствует семнадцати рабочим дням. Конечно, в подобной ситуации помогает возможность выбора образовательных элементов с наиболее удобным графиком их освоения, но, что более важно, формой и условиями обучения, например, самостоятельного освоения модулей. Согласно ФЗ от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации», обучение по программам повышения квалификации возможно в заочной форме с использованием дистанционных образовательных технологий и электронного обучения.

Не менее важен вопрос оплаты обучения в системе непрерывного образования. Согласно постановления Правительства Российской Федерации от 21.04.2016 г. №332 «Об утверждении Правил использования медицинскими организациями средств нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного медицинского страхования для финансового обеспечения мероприятий по организации дополнительного профессионального образования медицинских работников по программам повышения квалификации, а также по приобретению и проведению ремонта медицинского оборудования» обучение специалистов здравоохранения по дополнительным профессиональным программам повышения квалификации, в том числе по программам непрерывного образования, может проводиться как за счет средств федерального бюджета, так и на договорной основе, в том числе за счет средств нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного медицинского страхования.

В соответствии с приказом Минздрава России от 04.08.2016 г. N 575н «Об утверждении Порядка выбора медицинским работником программы повышения квалификации в организации, осуществляющей образовательную деятельность, для направления на дополнительное профессиональное образование за счет средств нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного медицинского страхования» из средств нормированного страхового запаса территориального ФОМС может оплачиваться обучение по программам повышения квалификации, реализуемым с применением одной или нескольких образовательных технологий: стажировки, симуляционного обучения, дистанционных образовательных технологий и электронного обучения, а также в сетевой форме. Освоение программы в системе НМО за счет средств нормированного страхового запаса территориального ФОМС возможно после согласования с работодателем на основании заявки на обучение по соответствующей программе.

Подводя итог рассматриваемого вопроса, можно утверждать, что модернизация образования в здравоохранении на сегодняшний день имеет ряд нерешенных важных вопросов, тем не менее, одним из ключевых мероприятий по повышению структурной эффективности системы здравоохранения, безусловно, остается формирование современной системы непрерывного медицинского образования.

 

 

.